14 июня 1964 г.

Советская Латвия

Примечания В. А. Кочеткова.

«Советская Латвия», 14 июня 1964 г., стр. 4.

Солдат всегда солдат

В один из пасмурных сентябрьских дней 1941 года по пустынной набережной берлинского городского канала шел мужчина в простеньком осеннем пальто. Неподалеку от мостика он заметил сидящего на скамейке элегантно одетого молодого человека, который с равнодушным видом рассматривал прохожих. Поравнявшись с ним, мужчина в пальто замедлил шаги.

— Я Отто, — услышал он голос незнакомца. — Если не ошибаюсь, передо мной «камрад Алекс»?

Несколько месяцев ждал этой встречи бывший капитан республиканской армии Испании, рабочий берлинского завода АЕГ-ТРО Алексей Николаевич Кочетков. И вот наконец он встретил одного из тех, кто в условиях жестокого террора создал в самом логове гитлеровской Германии подпольную антифашистскую группу «Иннере фронт» («Внутренний фронт»), объединившую сотни бесстрашных бойцов.

Отто Грабовски встретил Алексея довольно сдержанно, хотя слышал о русском «камраде Алексе». Обстоятельства требовали тщательной проверки. И Алексею Николаевичу пришлось (в который раз!) рассказать о своей необычной судьбе.

До войны он жил в Риге. Двадцатилетним парнем Алексей уехал в Париж, поступил в Национальный агрономический институт1. Здесь он столкнулся с революционно настроенной молодежью и без колебания встал в их ряды. Через два года Алексей становится одним из руководителей комсомола в Латинском квартале Парижа, ведет большую пропагандистскую работу, организует митинги, демонстрации2.

В 1936 году Алексея Кочеткова приняли в ряды Французской компартии, а спустя несколько месяцев он в числе первых добровольцев отправился защищать завоевания молодой Испанской Республики.

В тяжелых боях с франкистами он прошел путь от пулеметчика до начальника штаба легендарной бригады имени Яна Домбровского3. Воины республиканской армии сражались храбро и беззаветно, но силы были неравными. С помощью империалистов Запада Франко удалось захватить власть. Алексей Кочетков и его товарищи вернулись во Францию.

Едва они ступили на французскую землю, как очутились за колючей проволокой концентрационного лагеря. Через некоторое время Алексея и других наиболее активных участников антифашистской борьбы перевели в лагерь с жесточайшим режимом Вернэ д’Арьеж. Но и в лагерях Алексей не сложил оружия. Он принимал активное участие в создании подпольных групп среди иностранцев‚ поднимал боевой дух товарищей.

Весной 1941 года большую группу заключенных отправили на принудительные работы в фашистскую Германию. При распределении Алексей Кочетков попал на берлинский завод АЕГ-ТРО. С первых же дней он усиленно ищет связи с немецкими коммунистами, работающими на предприятии. Пользуясь свободой передвижения по заводу как разносчик деталей, Кочетков часто бывал у кладовщика Фридриха Муравске.

— Не знаю почему, — рассказывает Алексей Николаевич, — но я чувствовал сердцем, что Фридрих именно тот человек, который мне был нужен.

22 июня 1941 года Алексей Кочетков был за городом. Вернувшись на завод, он услышал страшную весть: фашисты напали на Советский Союз. Газеты твердили о том, что войну начали русские: «Фюрер только отдал приказ о контрнаступлении!», но Алексей знал, что дело обстоит совсем иначе. Отбросив всю осторожность, он кинулся к Фридриху. Прикрыв дверь, Муравске без обиняков спросил:

— Слушай, Алекс, как ты относишься к войне?

Алексей почувствовал, что таиться больше нечего.

— Войну начал Гитлер, я уверен в этом и от всей души желаю победы своей, понимаешь, своей родине!

— Верно, Алекс! — Фридрих вскочил. — Трюк Геббельса рассчитан на дураков. И мы должны теперь решить, как жить дальше.

Окрыленный Алексей возвращался к себе. Он верил, что теперь ему помогут найти свое место в общей борьбе. И не ошибся. По заданию Муравске, старого немецкого коммуниста, сподвижника Тельмана, он сколотил боевую группу, куда вошли француз Джозеф, чех Ян, итальянец Марио и другие. Большинство из них прошло суровую школу борьбы в Испании. Ребята рвались к настоящему делу.

…Отто Грабовски внимательно выслушал Алексея, посоветовал быть осторожным. Прощаясь, обещал дать ему задание и сдержал слово. Через несколько дней он вручил Алексею листовки, которые нужно было расклеить по городу. На небольших коричневых листках была одна фраза: «Гитлер ведет нас к катастрофе!»

— Расклеивать будете в воскресенье вечером, в один и тот же час, чтобы в случае провала одного не навести гестаповцев на след других, — предупредил Грабовски.

Алексей выбрал себе район Иоганнисталь и Нидершеневейде. Эти места были ему хорошо знакомы. Первую листовку он прилепил на газетную витрину, другую — на афишную тумбу. Вдруг сзади послышался шум мотора. Сердце сжалось, рука машинально выпустила коробочку с листовками. На счастье, в подъехавшей машине были сильно подвыпившие офицеры вермахта.

После первого задания Алексей вместе с благодарностью немецких товарищей получил новое. Он распространял среди рабочих подпольную газету «Иннере фронт», наладил связи с товарищами по французскому лагерю Вернэ. Приходилось составлять листовки, призывающие к объединению в патриотические организации, вести пропагандистскую работу среди иностранцев, организовывать саботажи.

Деятельность подпольщиков не могла остаться незамеченной. 30 августа 1942 года гестапо нанесло ей первый удар. Был арестован обер-лейтенант ВВС Харро Шульце-Бойзен (кстати сказать, родственник Германа Геринга), выдающиеся деятели Компартии Германии — редакторы «Роте фане» и подпольных изданий В. Гуземан, В. Гуддорф, М. Вейзе. Не выдержав пыток, выбросился с четвертого этажа немецкий коммунист Герберт Грассе, снабжавший Алексея листовками и подпольными газетами. Эти отважные люди погибли, как герои.

Удары были страшными, но подполье продолжало борьбу. Отто Грабовски, Шарлотта Бишофф и другие коммунисты возглавили руководство организацией.

В сентябре 1943 года французские коммунисты вызвали Алексея в Париж. Там он как инструктор ЦК ФКП приступил к созданию партизанских отрядов из числа советских граждан, бежавших из фашистского плена. Алексей был среди тех, кто поднял известное парижское восстание 1944 года.

В 1945 году Алексей Николаевич Кочетков вернулся в Ригу. Сейчас он работает в Головном конструкторском бюро Северо-Запада, участвует в создании новых сельскохозяйственных машин. В свободное время собирает материал для своей книги, в которой собирается воскресить героические страницы борьбы в берлинском подполье, рассказать о высоком чувстве интернационального долга, проявленного антифашистами в годы борьбы с гитлеризмом.

А. Мадисон

__________

1 В 1931 году А. Н. Кочетков поступил в Агрономический институт факультета наук Тулузского университета и закончил его весной 1934 года. Осенью 1935 года он продолжил свое образование в Национальном агрономическом институте в Париже.

2 Он участвовал в митингах и демонстрациях, но не организовывал их.

3 А. Н. Кочетков был назначен начальником штаба 13-й интербригады имени Ярослава Домбровского в январе 1939 г. незадолго до пересечения французской границы.